Кто мы, люди или киборги?

В последнее время меня стал тревожить вопрос о том, являются ли люди особенными живыми существами, или мы всего лишь биокиборги, созданные высокоразвитыми существами.
В далёком прошлом никто не сомневался в существовании души у человека, однако в XX веке в связи с научно-технической революцией люди стали коренным образом менять свои взгляды на весь мир. Атеизм начал стремительно распространяться, особенно в странах социалистического лагеря. Люди начали ставить под сомнение самое важное, что у них есть – наличие души. Атеизм утверждает, что после смерти от нас ничего не остаётся. Следовательно, он отрицает и наличие души. Но тогда сразу возникает вопрос о том, являемся ли мы вообще людьми. Ведь именно наличием души мы и отличаемся от киборгов (роботов). Конечно, они всё ещё находятся на ранней стадии развития, даже в наш век высоких технологий. Но теоретически рано или поздно искусственный интеллект достигнет того этапа развития, когда внешне они ничем не будут отличаться от людей и будут действовать очень осмысленно. Есть несколько основных моментов, которые создают большие проблемы при моделировании нейронных сетей.
Первый из них – это любовь между людьми. Но, с другой точки зрения, на уровне инстинктов любовь моделируется не так уж и сложно, так что её вполне можно будет описать при помощи конечного алгоритма. Но существует же и другая форма любви – духовная или платоническая. Смоделировать её на основе машинных кодов пока представляется мало возможным, а точнее невозможным. Конечно, её можно эмулировать, но в данном случае будет лишь имитация любви, реальная же её форма гораздо более сложна для понимания человеческим разумом. Существует также любовь к предметам, которая уже вполне просто описывается на машинном языке, т.к. основана на том, что данные предметы доставляют нам много пользы в силу огромного числа различных функций. Например, любовь к своему коммуникатору, КПК, ноутбуку и т.д.
Чувство печали, грусти, в принципе, можно описать, т.к. они основаны, в реальности, на анализе каких-то жизненных ситуаций и небольшом прогнозировании. Например, при смерти близкого человека в реальности у другого человека просто происходит анализ будущего. Он понимает, что этот человек больше не сможет наслаждаться нашей земной жизнью – это проявление жалости к тому, кто умирает. Вторая часть, которая зачастую бывает даже более сильной, хоть мы этого и не осознаём, – это жалость к самому себе, вызванная осознанием того, что мы больше никогда не сможем поговорить с этим человеком. Таким образом, человек делает небольшие прогнозирования в своём мозге, и анализатор оценивает их как отрицательные. Результатом является чувство горечи или жалости к другому человеку. Т.е. эти человеческие чувства вполне поддаются описанию через алгоритмы. Другое дело, что тут приходится использовать моделирование нейронных сетей, т.к. обычные линейные машины Тьюринга могут не подойти в данной ситуации, но, в реальности, на данный момент они зачастую всё ещё основаны на линейных алгоритмах, т.е. это всё ещё дело будущего, но не такого уж и далёкого, как может показаться на первый взгляд.
Я упомянул об анализаторе, который, по сути, на самом низком своём уровне должен выдавать данные, которые имеют очень простую структуру логического типа. Либо true, либо false. В данном случае можно рассматривать как true в случае, если это приносит нам удовольствие, радость, false – в случае, если это доставляет нам плохие эмоции. Хотя существует ещё и третья форма, которая никак не касается нас. Её можно будет определить как undefined. Когда мы говорим, что данный человек нравится нам внешне (в данном случае рассматривается только внешность человека и не более), то в реальности мы просто пропускаем его образ через наш анализатор, который оценивает каждый параметр внешности данного человека в отдельности. Для этого изображение человека разбивается на огромное количество сегментов, которые могут представлять собой просто кривые линии. Большинство сегментов именно так и выглядит, а не в виде секторов изображения. Например, из изображения первичный обработчик выделяет боковой контур туловища человека, который отвечает за форму талии. Далее очень сложный по своей структуре анализатор получает этот контур в виде входных параметров и с огромной скоростью вычисляет, подходит ли данный контур под идеалы данного человека или нет. При этом данные идеалы являются непостоянным хранилищем (базой данных), которое может отличаться у каждого человека. Также идеалы могут меняться в течение жизни, причём в очень больших диапазонах. Мы рассматривали анализ параметра утончённости талии. Для того, чтобы сравнить её с идеалами, которые хранятся у данного человека, 2 кривые линии (curves) накладываются друг на друга и затем происходит вычисление суммарного отклонения одной кривой от другой. Для этого вычисляется криволинейный интеграл по замкнутому контуру, ограниченному этими двумя кривыми, либо, если он не замкнут в каких то местах, то проводятся вспомогательные прямые, замыкающие его. Этот интеграл покажет площадь между данными кривыми, которая не должна превышать определённого допустимого значения (epsilon). Это значение также является очень важным при анализе каждого параметра и должно храниться в той же базе идеалов совместно с каждым параметром. Т.е. у некоторых людей epsilon может быть настолько большим, что талия практически каждой девушки будет удовлетворять его идеалу (допустимо отклоняться от него). У других же людей этот epsilon может быть слишком маленьким, тогда им становится очень сложно найти девушку с такой талией, которая практически будет совпадать с его идеалом. В частности это является одним из основных факторов, почему у некоторых молодых людей бывают десятки или сотни девушек, а другие могут потратить 10 лет на поиск своего идеала в связи со своим слишком утончённым вкусом. В конце анализа параметра делается заключение (true – если удовлетворяет, false – если не удовлетворяет) и записывается в ячейки финального массива анализатора. Потом анализатор проходится циклом по всем параметрам, а их обязательно должно быть конечное количество (parameters_quantity). Какое – определяется при декомпозиции изображения во время первичной обработки. Значение parameters_quantity может отличаться у каждого человека, но не является постоянным после первичного взгляда на другого человека или иной объект. Скорее всего, это обусловлено тем, что скорость распознавания и выделения разных фрагментов изображения очень сильно различается, поэтому одни контуры распознаются за первые секунды, а другие могут распознаться только спустя несколько минут или вообще не распознаться в том случае, если время распознавания будет стремиться к бесконечности. Также это обуславливается тем, что человек рассматривает изображение не как обычный киборг линейным считыванием строк пикселей, а, водя глазами вдоль контуров изображения, для более быстрого формирования образа, т.к. активная область сетчатки глаза представляет собой совсем небольшое пятно. Те параметры, которые совершенно безразличны человеку, т.е. не содержатся в базе его идеалов, получают значение undefined. После заполнения всего массива подсчитывается процентное соотношение ячеек с значениями true, false. Ячейки undefined отвечают за безразличие и, скорее всего, не учитываются. Это процентное соотношение и характеризует общее мнение одного человека о внешности другого. Но, т.к. значение parameters_quantity не является постоянным и может со временем увеличиваться, то массив с этими значениями является динамическим и постоянно растёт. По мере роста и заполнения массива, процентное соотношение постоянно обновляется и мнение человека может меняться. Например, это объясняет, почему девушка может понравиться с первого взгляда на неё, но по мере замечания новых параметров и более пристального рассмотрения, она может перестать нравится нам. Есть, конечно, и другой вариант типа данных данного массива, тогда в нём будут записываться положительные числа, которые будут показывать степень, насколько нам нравится данный параметр, либо отрицательные – на сколько не нравится, либо 0, если он нам безразличен. При этом остальной принцип остаётся тот же самый.
Данный пример показывает лишь обработку внешности человека на примере линий. Аналогично проводится обработка цвета глаз и т.д. Но такой анализатор анализирует не только визуальные совокупности параметров (графические), но также и аналитические, звуковые и другие. Поэтому нам, например, нравится одна музыка и вызывает плохие эмоции другая. Мелодия также разбивается на небольшие участки и сравнивается с базой наших идеалов. Например, некоторым людям нравятся грустные и тревожные мелодии, в которых присутствует множество минорных аккордов, а другим нравятся более весёлые с мажорными созвучиями.
Гораздо сложнее устроено чувство юмора у человека. У меня есть предположение о том, что оно тоже может быть описано на алгоритмическом языке, но пока я ясно не представляю как описать некоторые моменты. Надо учитывать, что юмор каждого человека уникален. Одним из решающих факторов является национальность человека. Например, русский юмор очень сильно отличается от юмора, присутствующего на американском континенте. Американский юмор описывается довольно просто в большинстве случаев. В нём вызывают смех обычные нелепые падения живых существ или удар пирогом в лицо. Почти у всех национальностей вызывает смех необычное поведение животных, которое эмулирует поведение человека. Например, почти у всех вызывают смех птицы-пересмешники, например, попугаи, которые повторяют услышанные выражения от людей, зачастую нецензурные, также практически всем становится забавно наблюдать за обезьянами, которые очень точно копируют людей. Т.е. эта разновидность юмора тоже вполне может быть описана, и ею можно наделить киборгов. Другой разновидностью юмора является смех при виде забавных картинок или фотографий. Он обычно обусловлен очень странными сочетаниями несовместимых предметов или живых существ. Естественно, что вывод о том, что данное изображение является забавным, делается после анализа картинки и сравнения с базой совместимостей. Но есть также и аналитический юмор, который устроен гораздо более сложно. В русском юморе он зачастую заключается в том, что люди смеются сами над своей нацией, либо над другой. Тут активно используются подчёркивания русского менталитета, склонного к алкоголизму, русская простота присущая жителям глухих деревень и т.п. Также данный вид юмора может быть связан с отдельными профессиями людей, например с компьютерщиками, тогда он будет понятен только им. Ну и, конечно же, практически у каждого человека присутствует юмор, основанный на основных инстинктах к размножению, который обычно считается пошлым, но при этом он понятен практически каждому человеку. Существуют также и другие виды юмора. Таким образом, я считаю, что юмором можно наделить киборгов, но некоторые разновидности юмора описать гораздо сложнее, чем другие. Киборг без чувства юмора – плохой и недоделанный киборг. Надо помнить, что среди людей также существуют люди, родившиеся с генетической ошибкой, у которых может полностью отсутствовать чувство юмора. Такими людьми, например, могут являться люди с синдромом Дауна. Также в результате приёма некоторых лекарственных или наркотических препаратов (марихуана) у человека может наоборот нарушаться обычное чувство юмора до такой степени, что любые мысли, возникающие у него в мозгу, либо всё, что он увидит, будет вызывать у него истерический смех. Если от марихуаны такое состояние обычно длится непродолжительное время, то некоторые лекарственные препараты могут вызвать глубокие отрицательные побочные нарушения чувства юмора, которые будут сохраняться на протяжении всей жизни, конечно не в такой яркой степени как от марихуаны, но, тем не менее, человек перестаёт контролировать эмоции и может начать громко смеяться в самых серьёзных жизненных ситуациях, например, на экзамене. (Речь идёт, в том числе, и об опасности применения антидепрессантов)
Другой отличительной особенностью человека является то, что он может испытывать чувство удовольствия и наслаждения, за это даже отвечает целая область мозга – центр удовольствий. Он также тесно связан с вышеописанным анализатором того, что нравится человеку, а что нет. Любые физические ощущения, получаемые человеком, вызывают у него либо наслаждение, либо боль, либо безразличие. При этом их можно представить в виде шкалы, вверху которой наивысшая точка наслаждения, а внизу наибольшие отрицательные эмоции. Безразличие находится в центре и эквивалентно нулю на шкале Цельсия. Например, пища, которую мы едим по мере распознавания её вкуса (который на самом деле очень примитивен и сочетается лишь из кислого, солёного, горького и сладкого) а также запаха (который может создавать миллиарды различных оттенков, благодаря которым мы можем запоминать столько вкусовых особенностей). Здесь также существует база данных, которая содержит идеальные представления о том, какого вкуса должна быть вкусная еда, и с ней постоянно производится сравнение. Если вкус пищи очень сильно отличается от тех вариантов, которые хранятся в нашей базе, то данная пища будет вызывать у нас отрицательные эмоции. При этом некоторые идеалы могут быть ранее нам неизвестны. В этом случае мы говорим, что попробовали новую пищу, которая нам понравилась, хотя мы никогда не пробовали её до этого момента. Данная база идеалов вкуса, как и все остальные базы идеалов, частично должна быть заполнена при рождении человека. Но её содержание и размеры могут меняться в течение жизни. Вкусы всегда меняются. При этом её формирование не является случайным, как и всё в нашем мире. Это один из главных принципов. Если у человека не хватает в крови соли, то эритроциты начинают впитывать в себя жидкость и могут рано или поздно лопнуть, что приведёт к неизбежной смерти человека. Кровь становится очень яркой, и её называют лакмусовой кровью. Чтобы этого не произошло, база идеалов начинает немедленно меняться и в ней начинает присутствовать больше солёных вкусов, которые должны вызывать у человека положительные эмоции. Поэтому он начинает всё больше потреблять солёную пищу. Аналогично, когда человек съедает слишком много солёной пищи, то его начинает мучить чувство жуткой жажды. Он стремится, как можно больше пить воды или потреблять пищу, содержащую большое количество воды. Это обусловлено тем, что содержание соли в крови вокруг эритроцитов становится слишком большим, и они стараются выпустить из себя всю жидкость, чтобы скомпенсировать баланс. В итоге эритроциты могут полностью сжаться, и происходит удушье человека. Как итог в базе везде появляется большое количество жидкости и человек получает наслаждение, когда пьёт её. При этом в данном случае степень наслаждения будет уже гораздо более сильной, чем в первом случае, т.к. этот процесс нехватки воды в организме является очень критическим для состояния организма человека и требует незамедлительной реакции. Пока человек не выпьет жидкость, его центр получает отрицательные эмоции. Человеческая боль также вызывает отрицательные эмоции человека, но уже гораздо более сильные. Однако при помощи специальных наркотических обезболивающих препаратов (например, опиатов в виде морфия, героина и т.д.) можно ухудшать передачу нервного импульса от участка тела или органа, который повреждён или находится в болезненном состоянии. Т.е. возможно искусственно нарушать процесс получения отрицательных эмоций. Также возможно искусственно и создавать их. На этом основана зависимость от любых видов наркотиков, будь то лёгкие или очень тяжёлые. Хорошо ещё, когда эта зависимость только психическая, например человеку просто нравятся положительные эмоции, которые он получал на дискотеке под действием Экстази или просто при курении марихуаны. Гораздо более опасны тяжёлые наркотики, которые вызывают ещё и физическую зависимость. В этом случае наслаждение, получаемое человеком, достигает наивысшей точки и не сравнимо ни с чем, что он испытывал до этого в обычном состоянии. При этом, спустя небольшой промежуток времени, если человек не получает очередной дозы, то организм начинает испытывать жутки муки, вызывая самые страшные галлюцинации и болезненные ощущения, человеку может казаться, что его едят заживо черви, которые находятся у него под кожей, и иногда люди разрезают себе вены, пытаясь избавиться от них. Огромное количество отрицательных эмоций в последствии могут вызывать также и сильные галлюциногены (многие не относят их к группе наркотиков, т.к. они не вызывают зависимости), например ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). Немало людей кончали жизнь самоубийством под влиянием страшных видений, которые могут потом мучить их на протяжении 4-х лет даже после одного употребления ЛСД. Основной инстинкт человека к размножению также основан, на стремлении получить высшую точку наслаждения. Через центр удовольствия пропускается практически вся информация, которую человек принимает извне и та, которая возникает у него самостоятельно в мозгу, например галлюцинации или сны, которые могут быть очень интересными и забавными, либо кошмарными. Причём, если во время кошмарного сна человек может просто проснуться и перевернуться на другой бок, то от кошмарных галлюцинаций, вызванных галлюциногенами, невозможно избавиться, поэтому люди зачастую и не могут так долго выдерживать гигантские муки.
В данной статье я рассмотрел лишь некоторые основные отличительные черты, присущие людям и пока отсутствующие у киборгов. Есть ещё много аспектов, которые я не затронул. Но всё же, несмотря на то, что большая часть из них всё-таки рано или поздно станет подвластна долгим и упорным стараниям программистов, работающих над созданием искусственного интеллекта, тем не менее, я думаю, что никогда не удастся описать духовные принципы, лежащие в основе человека: духовная любовь между людьми, любовь к Богу, святая вера в Бога и наличие души. Не смотря на всё написанное выше, я считаю, что душа есть, а значит мы не киборги, а люди!
Все идеи по поводу моделирования человеческих особенностей, при создании искусственного интеллекта, являются лично моими и не основаны ни на каких других. (Никакой литературы при написании статьи использовано не было)
Орлов Д.В.
19.11.2006

Назад
На главную

Используются технологии uCoz